каталог оружия России и его характеристики
Холодное оружие
Полезные советы и лайфхаки

О станковых пулеметах

Конец XIX века ознаменовался появлением первых образцов пулеметов — мощного автоматического стрелкового оружия, предназначенного для поражения огнем открытых групповых живых целей и огневых средств противника. Практически одновременно были созданы ручные пулеметы (или, как их прежде называли, ружья-пулеметы), позволявшие вести стрельбу с сошек или даже с рук, и станковые пулеметы, снабженные специальным станком, использование которого обеспечивает хорошую устойчивость оружия, удобство его наведения и хорошую меткость стрельбы.
Первым станковым пулеметом в системе стрелкового вооружения Русской армии стал станковый пулемет системы американского изобретателя X. С. Максима. Принятию его на вооружение предшествовала достаточно длительная дискуссия среди русских военных теоретиков, но первые же результаты боевого применения станковых пулеметов Максима английскими войсками в колониальных войнах 1880— 1890-х гг. убедили даже самых стойких скептиков в огневой мощи нового оружия. В 1887 г. один экземпляр пулемета был доставлен в Россию, его полигонные испытания продолжались до 1888 г.,
причем 8 марта 1888 г. из него стрелял сам император Александр III. В 1891 г. русское Военное министерство приобрело еще несколько пулеметов Максима «для серьезного изучения», а вскоре английской фирме Maxim-Vickers был выдан первый крупный заказ на 174 пулемета системы Максима.
Русские военные планировали использовать станковые пулеметы в системе обороны крепостей, но было учтено также мнение тех, кто считал, что «с технической точки зрения не встречается препятствий для передачи пулеметов пехотным и кавалерийским частям». В 1897— 1898 гг. в Оренбургской стрелковой бригаде и Таманском и Оренбургском конных казачьих полках были сформированы пулеметные взводы, в которых прошли испытания пулеметов на полевых запряжных лафетах и складных тревожных станках, перевозимых во вьюках.
В целом положительные результаты войсковых испытаний позволили приступить к формированию первых пулеметных батарей, вооруженных пулеметами на колесных лафетах (пехотного образца) и на вьючных станках (кавалерийского образца). В конце 1890-х гг. пулеметные батареи начали переформировывать в пулеметные команды и включать их в состав пехотных дивизий. По штату каждая такая команда включала 5 офицеров и 98 нижних чинов, вооружение состояло из 8 пулеметов Максима на колесных лафетах.
«Боевое крещение» русские пулеметные команды получили в 1900 г. в Китае при подавлении Боксерского восстания, однако главные испытания у них были впереди — сражения Русско-японской войны 1904—1905 гг. В марте 1904 г. на 59 батальонов и 39 эскадронов и сотен группировки русских войск в Южной Маньчжурии имелось лишь 8 пулеметов. Еще 63 пулемета было в крепости Порт-Артур, 12 — в крепости Владивосток и 12 — на Сахалине. К середине октября 1904 г. в Маньчжурии насчитывалось уже 319 батальонов и 153 эскадрона и сотни при 40 пулеметах, а в конце войны русские войска имели уже 324 пулемета, и это количество было явно недостаточным. Главнокомандующий на театре военных действий генерал Н. П. Линевич в своем докладе военному министру А. Ф. Реди- гору от 23 августа 1905 г. сообщал: «Мы все же и поныне столь бедны пулеметами, что даже обидно. Это орудие в настоящую войну сделалось грозным».
Опыт Русско-японской войны показал, что «позицию, усиленную искусственными препятствиями, на которой поставлены пулеметы, взять с фронта весьма трудно». Это способствовало разработке новой тактики ведения наступления не сплошными, а разомкнутыми стрелковыми цепями, разделенными на ряды, перебежек и даже переползания группами под огнем, появлению в обороне сплошных линий траншей, повышению роли маскировки и ночных боев.
Наиболее целесообразным было признано размещение пулеметов не в редутах, где их быстро выявляли японские наблюдатели, а в линии окопов между редутами, на высотах с пологими скатами, для каждого пулемета следовало готовить две-три позиции с хорошим обзором и обстрелом впереди лежащей местности. Пулеметы следовало держать в укрытиях, позиции соединять удобными ходами сообщения. Исключительно важным тактическим новшеством стало размещение части пулеметов таким образом, чтобы они могли вести фланговый огонь по цепям противника.
Война внесла ясность в то, каким должен быть пулемет. Запряжной лафет артиллерийского типа оказался громоздким и малоповоротливым. На позициях он представлял собой легкообнаружи- ваемую цель, которую стремилась поразить японская артиллерия. Вьючные тревожные станки так называемого швейцарского типа перевозились во вьюках на двух лошадях, были более подвижны, однако стрельбу из пулеметов на таких станках можно было вести только в положении сидя, что вело к большим потерям пулеметчиков.
Опыт Русско-японской войны был учтен командованием Русской армии. На Тульском оружейном заводе организовали производство усовершенствованного пулемета Максима обр. 1910 г. на весьма удачном колесном станке полковника A.A. Соколова, который обеспечивал ведение огня из положения сидя и лежа, быстрое движение на местности, перевозку во вьюках.
Пулеметные команды с 8 пулеметами каждая включали в штаты каждого пехотного полка и каждой кавалерийской дивизии. При этом русская пехотная дивизия в начале Первой мировой войны по количеству пулеметов превосходила дивизии армий других стран. В четырех пулеметных командах она имела 32 пулемета, в то время как французская, германская и австрийская пехотные дивизии — по 24.
К началу Первой мировой войны в 514 пулеметных командах Русской армии числилось 4098 пулеметов и еще 69 находились в резерве. Была отработана и тактика боевого применения пулеметов.
Это не замедлило сказаться уже в первых сражениях этой войны. Вот как описывал военный корреспондент отражение русскими пулеметчиками лобовой атаки германской пехоты в ходе Лодзинской операции.
Немцы наступали сомкнутыми колоннами, эти «колонны косили пулеметы, ужасные пулеметы, вырывающие буквально целый строй — первая шеренга падает, выступает вторая и, отбивая такт кованными альпийскими гвоздями сапогами по лицам, по телам павших, наступает как первая, и погибает. За ней идет третья, четвертая, а пулеметы трещат, особый, с характерным сухим звуком немецкий барабан рокочет в опьянении, и рожки, коротенькие медные германские рожки, пронзительно завывают — и люди падают горой трупов. Из тел образуется вал — настоящий вал в рост человека, — но и это не останавливает упорного наступления; пьяные немецкие солдаты карабкаются по трупам, пулемет русских поднимает свой смертоносный хобот, и влезшие на трупы павших раньше венчают их своими трупами».
К сожалению, возможности оборонной промышленности России не смогли обеспечить сохранение достигнутого было превосходства русских войск в пулеметном вооружении.
В конце войны русская пехотная дивизия имела 72 пулемета, в германской же их было 329, во французской — 574, в британской — 684 (с учетом ручных пулеметов).
Станковые пулеметы были основным видом автоматического стрелкового оружия обеих воюющих сторон
в ходе Гражданской войны. При этом Красная армия, кроме доставшихся ей в наследство от Русской армии пулеметов, применяла и вновь изготовленные и отремонтированные — более 20 ООО штук.
Производство пулеметов системы Максима продолжалось и после окончания Гражданской войны. В 1930 г. пулемет был модернизирован для обеспечения возможности стрельбы новым патроном с тяжелой «дальнобойной» пулей обр. 1930 г.
Для повышения точности стрельбы на большую дальность пулемет оснастили оптическим прицелом. Была также предусмотрена возможность стрельбы полупрямой и непрямой наводкой, для чего на пулемет монтировали также угломер-квадрант.
По штату, утвержденному в апреле 1941 г., стрелковая дивизия Красной армии имела 558 пулеметов, из них 166 были станковыми. В германской дивизии того времени было 535 единых пулеметов, из них в варианте станкового — 110 единиц.
Следует отметить, что уже в предвоенное время на учениях при отработке наступательных действий использование тяжелых пулеметов Максима было затруднено. Поэтому нередко из 18 имевшихся в стрелковых батальонах пулеметов этой системы в строю оставляли только 6, а остальные отправляли в обоз и использовали пулеметчиков в качестве стрелков.
В целях повышения тактической подвижности пулеметных подразделений руководство Красной армии уже в конце 1920-х гг. приняло решение приступить к созданию более легкого станкового пулемета. Осенью 1939 г. такой пулемет был принят на вооружение Красной армии. Это был ДС-39 конструкции В. А. Дегтярева (станковый Де­гтярева, обр. 1939 г.). В 1940 г. он сменил в производстве пулемет Максима, но уже в июне 1941 г. выпуск ДС-39 был прекращен из-за весьма существенных недостатков его конструкции.
До сих пор нет внятного объяснения, каким образом не доведенный «до ума» пулемет мог пройти все положенные испытания и поступить на вооружение. Вполне возможно, что ДС-39 понравился И. В. Сталину, и руководители Главного артиллерийского управления не решились спорить с вождем (1930-е гг. были не лучшим временем для этого).
Это предположение косвенно подтверждается тем, что когда уже во время войны встал вопрос о замене пулемета Максима новым станковым пулеметом, И. В. Сталин дал прямое указание разработать его на базе ДС-39. К счастью, конструктор ковровского завода П. М. Горюнов предложил более совершенный станковый пулемет, а В. А. Дегтярев смог встать выше собственных амбиций и на вопрос И. В. Сталина, какой пулемет лучше, его или Горюнова, ответить: «Пулемет Горюнова лучше, товарищ Сталин. И промышленность его освоит быстрее».
Новый станковый пулемет получил обозначение СГ-43 (станковый Горюно­ва, обр. 1943 г.). Производство его было организовано на Ковровском союзном заводе № 2. При этом выпуск пулеметов Максима был сохранен, на всякий случай.
В 1961 г. выдающемуся конструктору нашего времени М. Т. Калашникову удалось создать так называемый единый пулемет, который можно использовать в качестве как ручного, так и станкового, устанавливать на танках и бронетранспортерах.
В 1960-х гг. этим пулеметом в мотострелковых подразделениях были заменены ротные пулеметы РП-46 и станковые СГ-43, что способствовало
повышению огневой мощи мотострелков и упрощению подготовки пулеметчиков.
Весьма важное место в системе стрелкового вооружения Советской и Российской армий отводится крупнокалиберным пулеметам, являющимся чрезвычайно эффективным средством борьбы с легкобронированными целями и огневыми средствами, уничтожения живой силы противника на дальностях до 1500 — 2000 м и поражения воздушных целей на наклонных дальностях до 1500 м.
Принятый на вооружение в 1938 г.
12.7- мм пулемет ДШК (Дегтярева, Шпа- гина, крупнокалиберный) с честью выдержал испытания в сражениях Великой Отечественной войны. Он применялся для борьбы с бронетехникой противника, однако его основным предназначением была противовоздушная оборона войск.
В 1970-х гг. ДШК был заменен более легким 12,7-мм станковым пулеметом НСВ-12,7 (Никитин, Соколов, Волков — конструкторы пулемета), а в последние годы на вооружение частей и соединений Российской армии поступает
12.7- мм пулемет «КОРД». Эти пулеметы могут устанавливаться на легких пехотных и зенитных станках, в танковых и корабельных зенитных установках. Особенность пулемета «КОРД» в том, что он может вести стрельбу и с сошек. Таким образом, «КОРД» может рассматриваться как первый в мире единый крупнокалиберный пулемет.
Уникальной системой является 14,5-мм пулемет конструкции С. В. Владимирова КПВ (крупнокалиберный пулемет Владимирова). Он принят на вооружение в 1949 г. и выпускается в вариантах пехотного ПКП и танкового ПКВТ пулеметов. На базе КПВ разработаны многочисленные зенитные установки. На дальности до 500 м бронебойная пуля этого пулемета пробивает вертикально расположенную броневую плиту толщиной до 32 мм, что делает пулемет весьма грозным средством поражения легкой бронетехники.
Тактические методы боевого применения станковых пулеметов хорошо отработаны в годы Великой Отечественной войны и в послевоенных локальных конфликтах. В советских наставлениях указывалось, что «станковый пулемет сопровождает пехоту на всякой местности, имея задачей подавлять огонь противника и расчищать дорогу стрелкам при наступлении или прикрывать их отход при выходе из боя. В обороне пулеметы ведут борьбу с огневыми точками пехоты противника, обстреливают
открытые подступы к переднему краю и выходы из скрытых подступов.
При наступлении станковый пулемет продвигается вперед вместе с боевыми порядками стрелковых подразделений и впереди них, занимая заранее намеченные позиции. Позиции меняются в наиболее удобный момент боя путем перекатывания пулеметов по одному или по два: при этом огонь пулеметов не прекращается. При выходе из боя станковые пулеметы отходят последними под прикрытием огня стрелков.
Станковый пулемет в открытом бою недоступен для пехоты противника, пока есть патроны и жив хотя бы один пулеметчик».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *